To Skype or not to Skype?

очные занятия или скайп?Что лучше – очные занятия или уроки по скайпу? Я часто встречаю формулировку «занятия по скайпу не рассматриваю» или «скайп не предлагать», очень категоричные заявления, которые у многих создают иллюзию чего-то плохого и вредного. Видела даже объявление с фразой «не оскорбляйте меня предложениями заниматься по скайпу», вот так, сказал, как отрезал. Конечно, каждому свое, все имеют право на свои предпочтения и, тем не менее, есть категория не до конца определившихся людей, которые задают мне вопросы, и я надеюсь прояснить для них этот момент с точки зрения практической пользы.

Разумеется, я высказываю свое мнение – первые лет 6 своей 11-летней карьеры в преподавании я вела только очные занятия и лишь потом постепенно начала внедрять в свою практику занятия онлайн, так что говорю, исходя из собственного опыта.

В качестве предисловия хочу отметить, что для того, чтобы любые ваши занятия были эффективными необходим ряд условий. Занятия должны быть регулярными, преподаватель должен вам подходить, и заниматься должно быть легко и удобно, в том смысле, что не нужно сражаться с драконами и преодолевать какие-то препятствия, чтобы попасть на занятие по английскому. Если условия соблюдены, создана оптимальная для обучения обстановка, то и мотивация никуда не денется, и результаты будут. Если нет… тогда нет.

Сравним очные занятия и онлайн-занятия по трем вышеперечисленным критериям:

Выбор преподавателя. При выборе преподавателя работают определенные критерии: время занятий, место занятий и бюджет. При очных занятиях нужно, чтобы сошлись все три. Чтобы преподаватель работал в той географии, в которой находитесь вы, его бы устраивало время и сумма, которую вы готовы платить. Здесь же начинаются ограничения. Сразу отсекаются те преподаватели, которые не вписываются в ваш бюджет, не работают в вашем районе/округе и не вписываются в ваш временной график. Фактически, вы не можете выбрать того, кто вам понравился, вы вынуждены выбирать того, кто подходит. Кроме того:

  • любой сбой в Вашем графике работы означает, что на занятие вы не успеваете и его нужно отменять
  • любой транспортный форс-мажор (а в Москве, например, это норма жизни) означает, что занятие может сорваться
  • все иногда болеют и ученики, и преподаватели
  • преподаватель, который Вам понравился, может не согласиться ездить в ваш район
  • и вам придется рассматривать преподавателей в определенном ценовом диапазоне, что существенно ограничивает ваши варианты и, соответственно, качество обучения.

Кроме того, есть еще такой момент, это в регионах распространенная ситуация, когда в городе просто нет хороших преподавателей. Вот их нет, и все. Есть 4 репетитора, трое из них работают только с детьми, а тот единственный, который берет взрослых учеников занят на ближайшие лет пять. У меня были ситуации, когда люди из самых разных городов приезжали ко мне в Москву учиться, на 2-3 месяца, интенсивно занимались и уезжали обратно. Это, конечно, мотивация, достойная уважения, но зачем же такие мучения, если все можно сделать проще гораздо.

Выбирая преподавателя для занятий по скайпу, ограничений гораздо меньше

Вы можете выбирать преподавателя из любой точки мира, ориентируясь не на стоимость и локацию, а на его профессиональные и человеческие качества или рекомендации друзей или коллег. Занятия можно проводить где угодно, вне зависимости от внешних обстоятельств с любого мобильного дивайса. Кроме того, вы можете индивидуально настроить схему обучения и заниматься, например, по 30-40 минут каждый день. При очных занятиях это далеко не всегда возможно. Стоимость онлайн-занятий, как правило, ниже занятий очных. Таким образом, вы соблюдаете все необходимые условия для эффективного обучения и даже получаете возможность эту эффективность даже повысить. Вероятность выбрать оптимального преподавателя выше, заниматься легко и удобно, потому что не нужно никуда ездить и обстоятельства мало влияют на процесс. Да, бывают сбои в связи, это правда, но по сравнению с пробками, например, в Москве, это мелочи жизни.

Второй момент – это сам процесс урока. Есть такое убеждение, что личное общение по каким-то необъяснимым причинам лучше. Приятнее, очень может быть, а вот на эффективность занятий и на наличие/отсутствие результата это совершенно не влияет. При наличии веб-камеры вы точно так же видите друг друга, все материалы есть перед глазами, можно быстро отправить нужную ссылку или слово. Иногда даже вебкамера не нужна, можно полностью сфокусироваться на материале. Эффект присутствия нужен только одной категории учащихся: детям. Лет до 10. Дети не всегда умеют себя дисциплинировать, им нужен рядом взрослый, чтобы, одним своим грозным видом их стимулировать к полезной работе.  Если вы взрослый, и вам нужно то же самое – это повод задуматься. Взрослому человеку, по логике вещей, не должна быть нужна дубина, чтобы его стимулировать учиться. Особенно, если человек утверждает, что он сам этого очень хочет.

Разумеется, вкусы и предпочтения никто не отменял, но в онлайн-занятиях есть бесспорные плюсы именно с позиции практической пользы, и это важно учитывать.

Share